Главная Документы Архив Вопрос-ответ Контакты Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Отчет о самообследовании

Публичный доклад

Старшая школа
Средняя школа
Начальная школа
1А класс3А класс
1Б класс3Б класс
2А класс3В класс
2Б класс4А класс
2В класс4Б класс
 4В класс
Дошкольный центр "Филиппок"
Детский сад "Лучик"
Научная и методическая работа
Готовимся к уроку

Литература

Обществознание

Экономика

Информатика

География

English

Воспитательная работа
Безопасность

Добрые советы от МЧС

Cтань заметней на дороге

Осторожно, огонь

Памятка по действиям в случае угрозы террористических актов

Алгоритм действий при выявлении запрещенной инф. в Интернете

Безопасное поведение на льду

Безопасность на воде (памятка)

Места купания г.о.Богородский

Рекомендации психологов родителям

Дополнительная информация

Спорт
Выпускники

edit

Готовимся к уроку: Литература

Темы зачетных работ по творчеству А.П.Чехова для 10 класса

ТЕМАТИКА ЗАЧЕТНЫХ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА

Вводная тема

Основные вопросы:

  1. Общественно-политическая жизнь России в 80—90-е годы ХIХ века.
  2. Мироощущение А. П. Чехова. Его взгляды на жизнь России. Идейная и эстетическая позиция.
  3. Основная проблематика чеховского творчества. Новый герой — обыкновенный средний человек.
  4. Своеобразие мастерства Чехова — драматурга и прозаика.

Скрытый психологизм. «Подводное течение».
Вопросы:

      1. Какое влияние на формирование мироощущения А. П. Чехова
оказала эпоха 80-х годов ХIХ века?
2. Что представляет собой новый герой А. П. Чехова?
3. Каковы основные проблемы в творчестве А. П. Чехова?
4. Что такое скрытый психологизм? Чем он отличается от психологизма
Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого?
5. Какой вклад внес А. П. Чехов в драматургию?
Задание: Подготовьте доклады: «Детство и юность А. П. Чехова»,
«Особенности юмора раннего Чехова».

Тема первая

Этапы биографии и творчества

      Родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге в купеческой семье.
1868—1879 гг. — учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство.
1879—1884 гг. — учеба на медицинском факультете
Московского университета. 1880—1884 гг. — первые юмористические рассказы в журналах
«Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.
1884 г. — начало медицинской практики.
1888 г. — повесть «Степь» — итог чеховских исканий 80-х гг.
1890 г. — поездка на Сахалин.
1893—1894 гг. — книга «Остров Сахалин».
1892 г. — поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово.
Определяется основная тема творчества — равнодушие, символом

которого стал «человек в футляре».
1898 г. — работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка».
1899 г. — пьеса «дядя Ваня».
1901 г. — пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе
Художественного театра О. Л. Книппер.
1902 г. — вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1903—1904 гг. — пьеса «Вишневый сад».
1904 г. — в связи с обострением болезни выезжает
на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля.
Похоронен в Москве.
Вопросы:

      1. Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование
личности А. П. Чехова?
2. Какое влияние на творчество А. П. Чехова оказала учеба
на медицинском факультете и последующая практика врача?
3. Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А. П. Чехова?

Каковы герои этих рассказов?
4. В каких юмористических журналах печатался А. П. Чехов и каковы были его псевдонимы?
5. Почему повесть «Степь» можно назвать этапным произведением в творчестве А. П. Чехова?
6. С какой целью А. П. Чехов предпринял поездку на Сахалин?
Как отразились сахалинские впечатления в зрелом творчестве писателя?
7. Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества А. П. Чехова?
8. Почему на занавесе Московского Художественного театра изображена чайка?\\ Можно ли этот театр назвать театром Чехова?
9. Чем отличаются пьесы А. П. Чехова от сложившейся
драматургической традиции?
Задания:

      1. Подготовьте доклады: «Поездка на Сахалин»,
«Мелиховский период творчества А. П. Чехова»,
«Последние годы жизни А. П. Чехова».
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Каким я представляю себе А. П. Чехова?».

Тема вторая

>>>>>>> >>>>>>> Основные черты чеховской поэтики
Основные вопросы:

      I. Общественно-эстетические взгляды А. П. Чехова и причины
их формирования:
1. Социально-политическая обстановка в России.
2. Впечатления детства и юности.
II. Основные черты чеховской поэтики:
1. Тематика — изображение потока обыденной жизни.
2. Герои А. П. Чехова — обычные люди.
3. Основная проблематика (пробуждение обыденного сознания;
нравственная деградация героя).
4. Особенности сюжета.
5. Метод скрытого психологизма.
6. Особенности речевой манеры.
7. Излюбленные жанры.
III. Изменение мироощущения и проблематики в зрелом
творчестве А. П. Чехова:
1. От «мелкого» человека с лакейской душой — к душе живой.
2. Тема выбора пути, проблема решения.
3. Тема любви и права на любовь.
4. Тема счастья, конфликт между живым чувством и
устоявшейся системой ценностей.
IV. Особенности авторской позиции А. П. Чехова по
отношению к своим героям и читателям. Человек «с молоточком».
Вопросы: 1. Почему А. П. Чехов основной темой своего творчества
сделал изображение потока обыденной жизни?
2. Как изменялся герой А. П. Чехова на протяжении его творчества?
3. Каковы основные проблемы чеховского творчества?
4. Чем психологизм Чехова отличается от психологизма
Толстого и Достоевского?
5. Какими приемами пользуется А. П. Чехов, показывая
внутренний мир своих героев?
6. Какие проблемы возникают в произведениях А. П. Чехова
при раскрытии темы любви? темы счастья?
7. Какую позицию занимает А. П. Чехов по отношению к читателям?
Задания: 1. На примере любых рассказов раннего и позднего творчества
Чехова покажите, как изменился внутренний мир его героя.
2. Проанализировав любой из предложенных рассказов,
найдите основные приемы чеховской поэтики (рассказы «Дама с собачкой»,
«Дом с мезонином», «Учитель словесности», «Попрыгунья»).

Тема третья

>>>>>>> «Маленькая трилогия». Идейно-художественное своеобразие
Основные вопросы:

      I. Тематика «маленькой трилогии» —
исследование основных институтов общественной жизни:

власть («Человек в футляре»),
собственность («Крыжовник»),
семья («О любви»).
II. Проблематика — уход от настоящей жизни в «футляр».
III. Центральные персонажи рассказов.
IV. Жанр и особенности композиции.
V. Роль деталей. От детали до образа мыслей; от образа героя
к проблемам российской жизни.
VI. «Футлярность» существования и духовная свобода.
Вопросы:
1. Как осуществляется связь рассказов в «маленькой трилогии»?
2. Какие темы затрагивает А. П. Чехов в «маленькой трилогии»?
3. Как вы понимаете выражение «футлярность» существования?
4. Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей
Салтыкова-Щедрина? В чем их сходство?
5. Почему пугливый Беликов держал в течение 15 лет в страхе
и гимназию, и весь город?
6. Что такое «беликовщина»? Исчезает ли «беликовщина»
со смертью учителя греческого языка?
7. Чем сходны образы Беликова и Чимши-Гималайского?
8. В чем А. П. Чехов видит основу зла в своих рассказах?
9. Что смешного и что трагичного находите вы в «маленькой трилогии»?
10. Какие герои «маленькой трилогии» счастливы, а какие несчастны?\\ Любит ли автор своих счастливых героев?
11. В чем особенности композиции «маленькой трилогии»?
12. В чем вы видите связь между проблемами, поднятыми
Чеховым в этом произведении, и современной жизнью России?
Задания: <<<<<<<

      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы:\\ 

«Футлярная психология»,
«Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии».
2. Проанализируйте «маленькую трилогию» с точки зрения ее
художественной формы по плану:
а) роль пейзажа;
б) роль портрета;
в) роль деталей;
г) особенности речи;\\ д) изобразительно-выразительные средства;
е) особенности композиции.

Тема четвертая

Тема гибели человеческой души. Рассказ «Ионыч»

Основные вопросы:

<<<<<<<

      I. Тематика (история превращения молодого, 
энергичного врача Старцева в любящего только деньги Ионыча).
II. Семья Туркиных как самая талантливая семья в городе:
1. Застывшая, «мертвая» жизнь семьи Туркиных.
2. Характеристика представителей семьи через одну деталь.
3. Авторские и речевые характеристики Туркиных.
4. Туркины — типичная обывательская семья.
III. Основные этапы жизни Старцева. Развитие
от лучшего к худшему:
1. Пять глав рассказа — пять этапов жизненного
пути Старцева.
2. Изменение внешности, речи, поведения, реакции
на окружающий мир.
IV. Художественные приемы, раскрывающие губительную силу\\

пошлости и обывательщины:
а) описание картин природы;\\ б) использование стихов и музыки;
в) повтор слов и выражений;
г) эмоционально окрашенные слова и выражения;
д) сочетание грустного лиризма и сатиры.
Вопросы:
1. Какова основная идея рассказа «Ионыч».
2. Почему доктор Старцев превращается в Ионыча?
3. Какие художественные средства использует
А. П. Чехов для раскрытия сущности представителей семейства Туркиных?
4. Как, по вашему мнению, относится Чехов к Кате Туркиной?
С юмором? с жалостью? с грустью?
5. Становится ли Старцев обывателем по мере развития действия,
или он таким и был уже в начале рассказа? Что настораживает в
Старцеве с первых страниц?
6. Какое из известных литературных произведений напоминает вам роман
Старцева и Кати? Случайно ли это?
7. Превратился бы Старцев в Ионыча, если бы он женился на Кате Туркиной?
8. Почему при последнем свидании Катю можно назвать «повзрослевшей»,
а Старцева «постаревшим»?
9. Действительно ли семья Туркиных — лучшая семья в городе?
=======

      I. Тематика (история превращения молодого, 
энергичного врача Старцева в любящего только деньги Ионыча).
II. Семья Туркиных как самая талантливая семья в городе:
1. Застывшая, «мертвая» жизнь семьи Туркиных.
2. Характеристика представителей семьи через одну деталь.
3. Авторские и речевые характеристики Туркиных.
4. Туркины — типичная обывательская семья.
III. Основные этапы жизни Старцева. Развитие
от лучшего к худшему: 1. Пять глав рассказа — пять этапов жизненного
пути Старцева.
2. Изменение внешности, речи, поведения, реакции
на окружающий мир.
IV. Художественные приемы, раскрывающие губительную силу\\

пошлости и обывательщины:
а) описание картин природы;
б) использование стихов и музыки;\\ в) повтор слов и выражений;
г) эмоционально окрашенные слова и
выражения;
д) сочетание грустного лиризма и сатиры.
Вопросы:

      1. Какова основная идея рассказа «Ионыч».
2. Почему доктор Старцев превращается в Ионыча?
3. Какие художественные средства использует
А. П. Чехов для раскрытия сущности представителей семейства Туркиных?
4. Как, по вашему мнению, относится Чехов к Кате Туркиной?
С юмором? с жалостью? с грустью?
5. Становится ли Старцев обывателем по мере развития действия,
или он таким и был уже в начале рассказа? Что настораживает в
Старцеве с первых страниц?
6. Какое из известных литературных произведений напоминает вам роман
Старцева и Кати? Случайно ли это?
7. Превратился бы Старцев в Ионыча, если бы он женился на Кате Туркиной?
8. Почему при последнем свидании Катю можно назвать «повзрослевшей»,
а Старцева «постаревшим»?
9. Действительно ли семья Туркиных — лучшая семья в городе?
>>>>>>> Задания: 1. Подготовьте доклад «Особенности Чехова-новеллиста»
(на основе анализа 1—2 рассказов).
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Есть ли „настоящая“
жизнь в рассказе „Ионыч“?».
3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов:
«Первое и последнее свидания Кати Туркиной и Старцева».
На основе анализа докажите, что развитие Кати шло по восходящей,
а Старцева — по нисходящей линии.

Тема пятая

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.'''
Основные вопросы:'''

      I. Предпосылки возникновения нового театра.
      II. Театр Островского — театр автора; театр Чехова — театр режиссера.
III. Особенности чеховской драматургии:
1. Всеобщая атмосфера неблагополучия.
2. Всеобщее одиночество.
3. Психологическая глухота.
4. Отсутствие прямого носителя зла.
5. Отсутствие деления на положительных и отрицательных героев.
6. Приглушенный конфликт.
7. Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели,
а в переживаниях противоречивости бытия.
8. Изменение духовного мира персонажа ведет к изменению сюжета.
9. Герой живет одновременно в двух аспектах (внешняя и внутренняя жизнь).
10. Двойственный конфликт (на уровне быта — разрешен; в духовном
аспекте — безысходен).
11. Диалоги и монологи строятся на недомолвках и иносказаниях.
12. Подтекст («подводное течение»).
IV. Строение драмы (четыре акта):
1. Первый акт. Быстрое действие с большим количеством происшествий
и действующих лиц.
2. Второй акт. Действие замедленное. Лирические раздумья,
рассказы героев о себе. Подготовка к кульминации. 3. Третий акт. Оживленное действие, захватывающие события.
Кульминация.
4. Четвертый акт. Действие замедляется. После взрыва все
возвращается в обычную будничную колею.
Вопросы: 1. Какие события в жизни России подготовили
возникновение новой драмы?
2. Каковы различия театра Чехова и театра Островского?
3. В чем заключаются основные особенности чеховской драматургии?
4. В чем отличия «разговора глухих» у Грибоедова и Чехова?
5. Почему в драмах Чехова отсутствует деление на
положительных и отрицательных героев?
6. В чем состоит двойственность конфликта в драмах Чехова?
7. Как вы понимаете выражение «подводное течение»?
Кому принадлежат эти слова?
8. Каково строение драм Чехова?
Задания: 1. Прочитайте пьесу «Чайка». На основе анализа драмы составьте
план (по актам) развития действия в драме.
2. Подготовьте доклад «Особенности театра А. П. Чехова».

Тема шестая

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Основной конфликт.
Герои'''

Основные вопросы:'''

      I. «Вишневый сад» — итоговое произведение А. П. Чехова.
II. Актуальность звучания пьесы в наше время.
III. Композиция пьесы: 1. Первый акт. Надежды на спасение. Лирические воспоминания,
нежные встречи.
2. Второй акт. Отрезвление, нервозность. Рассказ Раневской
об увлечении недостойным человеком. Приближение торгов.
3. Третий акт. Все в смятении, ждут решения судьбы.
Нарастающая тревога заглушается весельем.
Предчувствия оправданы — вишневый сад продан.
4. Четвертый акт. Расставание с прошлым, отъезд,
прощание.
IV. Жанровое и композиционное своеобразие.
V. Своеобразие конфликта (внешний, бытовой конфликт —
борьба за вишневый сад; внутренний конфликт —
недовольство жизнью всеми героями пьесы, ощущение конца).
VI. Принципы группировки действующих лиц.
Три идейно-композиционных центра:
1) прошлое — Раневская и Гаев;
2) настоящее — Лопахин;
3) будущее — Петя Трофимов и Аня.
VII. Последние сцены пьесы. Кто посадит новый сад?
Вопросы: 1. Как эпоха повлияла на характеры персонажей в пьесе?
2. Каковы этапы развития действия пьесы?
3. В чем своеобразие основного конфликта пьесы?
4. В чем своеобразие композиции пьесы?
5. Как в пьесе раскрывается мотив времени?
Как это связано с композицией пьесы?
6. По какому принципу сгруппированы персонажи в пьесе?
7. Какие черты Лопахина раскрываются в его монологах?
Можно ли его считать героем новой эпохи?
8. Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?
9. В чем двойственность образа Пети Трофимова?
10. Есть ли в пьесе герои, которые способны посадить новый сад?
11. В чем символический смысл названия пьесы?
Задания: 1. Составьте план ответа: «Этапы в развитии основного конфликта пьесы».
2. Подготовьте доклад «А. П. Чехов и Московский Художественный театр».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Добро и зло Раневской (Лопахина, Пети Трофимова)».

'Приблизительные темы сочинений:'

1. Художественная деталь в рассказах Чехова.
2. Обличение паразитизма и пошлости в произведениях Чехова.
3. Проблемы духовной деградации личности в рассказе Чехова «Ионыч».
4. Юмор А. П. Чехова в изображении обыденных сторон жизни.
5. Композиционное своеобразие «маленькой трилогии» А. П. Чехова.
6. «Дворянское гнездо» в изображении А. П. Чехова (пьеса «Вишневый сад»).
7. Комическое и серьезное в пьесе «Вишневый сад».
8. Идейно-художественная роль подтекста в пьесе «Вишневый сад».
9. Время и память в пьесе «Вишневый сад».
10. Прошлое, настоящее и будущее героев «Вишневого сада».
11. Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад».
12. Раневская и Гаев как «лишние люди» («Вишневый сад»).

 См. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
ЛИЦЕЯ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ



Наши логотипы


Наши победители
Победители
2016/2017 уч. года

Победители и призеры олимпиад и конкурсов 2016-2017 уч.г.

Победители
2015/2016 уч. года

Победители и призеры олимпиад и конкурсов 2015-2016 уч.г.

Победители
2014/2015 уч. года

Победители и призеры олимпиад 2014-2015 уч.г.

Победители и призеры конкурсов 2014-2015 уч.г.

Победители
2013/2014 уч. года

Победители прошлых лет

Информация

Домашние задания

edit




Старшая
и средняя школа:
г. Ногинск,
ул. Рабочая, д. 4

т. (496) 51-9-28-08,
51-9-38-39 (вахта)

Начальная школа:
г. Ногинск,
ул. Ново-Ногинская,
д. 4

т. (496) 51-9-28-10

Детский сад
"Лучик":
г. Ногинск,
ул. Ново-Ногинская,
д. 3

т. (496) 51-9-38-05